25 апреля 2019      982      Комментарии к записи ПОЕЗДКА В УСАДЬБУ РЕРИХА. ЧАСТЬ 3 отключены

ПОЕЗДКА В УСАДЬБУ РЕРИХА. ЧАСТЬ 3

2После усадьбы мы направились побродить по парку и окрестностям. Вполне ухоженная территория. Есть указатели. На территории парка, помимо самой усадьбы, расположены несколько деревянных и кирпичных построек. В одной из них, похожей на самый обычный сарай, обнаружили необычные деревянные колонны с рельефным орнаментом. Правда, не совсем понятно, что случилось с одноэтажным кирпичным строением — оно находится в полуразрушенном виде: или так и задумано, или в процессе восстановления. Пруд с чистейшей прозрачной водой. Оказывается, рядом стоящее здание из красного кирпича — Форелевая башня. Когда-то в башне выращивали мальков форели и выпускали в этот пруд. Сразу за прудом — исток реки Изварка.  Как выяснилось, усадьба Рериха в современном варианте — это всего лишь часть территории той, прежней усадьбы. Но даже эта сохранившаяся часть позволяет прочувствовать атмосферу прошлого. При этом все устроено очень комфортно и удобно. Рядом с усадьбой — вполне современное кафе. Есть небольшое место для остановки экскурсионных автобусов, но нет места для парковки авто — машину пришлось бросить на обочине.

Прогуливаясь по аллее, за забором парка мы увидели странную конструкцию: с одной стороны-храм, с другой — сооружение, напоминающее школу. Такое же, разнокалиберное, оно было и с внутренней стороны. Оказалось, что это бывший училищный дом земледельческой колонии с ныне действующей встроенной церковью Казанской Иконы Божией Матери. Последним владельцем усадьбы в Российской империи было Министерство юстиции. Дело в том, что это министерство занималось в то время вопросами «трудных» детей, исправлением малолетних преступников, наказание которым можно было заменить на трудотерапию и обучение. Проблема детской преступности была напрямую связана с экономической ситуацией в стране, а, проще говоря, с бедностью. И помочь этим детям можно было: семейной обстановкой, которой они были лишены, и трудовым режимом. Так, решено было устроить детские колонии земледельческого и ремесленного типов, которые затем были объединены. Девизом училища стали слова Виктора Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму».

Первая колония появилась в России в 1871 году вблизи Ржевской слободы в Санкт-Петербурге. Затем, как сказали бы сейчас, произошло «изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд», и Министерство юстиции в 1910 году (в других источниках указан 1912 год) приобрело усадьбу в Изваре. За несколько лет возвели двухэтажное кирпичное здание училища, несколько деревянных жилых корпусов, мастерские и лазареты, три завода — кирпичный, известковый и деревообрабатывающий (они просуществовали вплоть до 90-х годов прошлого века), на которых должны были трудиться колонисты. Заведовал колонией в то время М.П. Беклешов. Сам он жил в бывшем доме Рерихов. Церковь же была пристроена к училищу в 1916 году. Спустя несколько лет по понятным причинам она была закрыта.

Меня не покидало ощущение, что где-то я уже видела это здание. На школу из фильма «Подранки» она похожа! Здания — разные, а суть — одна. Хотите- верьте, хотите — нет, но вблизи чувствуешь кожей какую-то невероятную тоску и отчаяние. Это уже дома я залезала в интернет и прочитала, что обитали там малолетние преступники и дети-беспризорники, дикари и бродяги, которых собирали на вокзалах и в петербургских трущобах. Обучали их грамоте, ремеслам и ведению сельского хозяйства. Беклешов и его единомышленники (а он привлекал к работе таких специалистов, как В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт) пытались осуществить опыт «возвращения “трудных” детей в общество за счет потенциала культуры – науки, искусства и религии» (как, все-таки, символично, это же идея Рериха!). После выхода из колонии многие из них становились на путь исправления и начинали новую трудовую жизнь. Да, и, заметьте, это все происходило задолго до Макаренко с его трудовыми коммунами. В России история с перевоспитанием малолетних преступников и беспризорников через труд, науку, искусство, религию началась с середины 19 века. У Макаренко — все то же самое, но без религии, гораздо позже.

Во время войны на территории колонии был лагерь для военнопленных. В конце усадебной аллеи есть крест — место массового захоронения погибших военнопленных. После войны колония была реорганизована из земледельческой в исправительно-трудовую и просуществовала в Изваре до начала 1950-х годов. Один залов музея-усадьбы Рериха посвящен истории создания колонии. В сети есть информация о том, что на реставрацию училищного дома правительство Ленинградской области выделило в 2015 году деньги. Что же, посмотрим.

Буквально в 100 метрах от храма и бывшего училища расположены современные пятиэтажные «панельки», и там мы увидели обычную историю — место обитания беспризорных котов. А на пороге церкви грелись на солнышке и сонно щурились самые смелые из них. Такого соседства я еще не видела. Так закончилась эта поездка. А мы уже планируем следующую, и обязательно — с экскурсией.

 

 

 

© 2024 Ваш Риэлтор · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
ИНН 471006828528 ОГРНИП 316470400064174